Цель современного образовательного процесса – не только формирование необходимых компетенций, предоставление базовых знаний, а и формирование гражданина, патриота, интеллектуально развитой, духовно и морально зрелой личности, готовой противостоять глобализации жизни.

Задача педагога – формирование у воспитанника важных для жизни ценностных ориентаций, собственной позиции, соответствующего отношения к себе и к другим; помочь ему почувствовать связь собственного «Я» с объективной действительностью.

Деятельность школы-интерната отличается тем, что способствует творческому развитию учителей и воспитателей  в достижении органического единства всех сфер учебно-воспитательного процесса, объединении учебной и воспитательной работы, адаптации личности к системе общественных отношений и социальной практики в целом. Для некоторых детей интернат – это единственный дом, для кого-то – второй, а может и первый. Дети приходят из разных семей. Здесь имеют место и благополучные семьи, и неполные, семьи социально незащищенные и т.д. 

К каждому ребенку мы ищем  индивидуальный подход. Ведь каждый ребенок – личность. И наша задача – найти правильный путь становления этой личности, подсказать, помочь, поддержать. Школа – интернат формирует у своих воспитанников умение ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, определяться в собственных взглядах, возможностях, придерживаться норм социального поведения – собственно умение адаптироваться к социальной среде. Работа школы планируется и проводится согласно основным группам жизненных компетенций, необходимых детям в процессе их социальной реабилитации и адаптации. Школа – это простор жизни ребенка, в котором он должен иметь возможность полноценно развиваться. И поэтому школа является одним из основных институтов социализации ребенка.

Система работы включает в себя организацию школьного режима, соблюдение в школе гигиенических норм, рационального питания, профилактическое медицинское обследование, пропаганду здорового образа жизни и включения детей в различные виды спортивно-физкультурной деятельности.

         Таким образом, день детей расписан полностью. Воспитание органично соединено с процессом обучения и занятием детей в свободное время.

Характер воспитания предусматривает глубокое понимание воспитателем природы воспитанников, их индивидуальных особенностей и возможностей, уважение к личности ребенка, постоянную заботу о его гармоничном развитии, установление взаимоотношений сотрудничества в учебно-воспитательном процессе.

Успех воспитательного процесса зависит от отношений между учителем и учеником, которые должны строиться на основе содружества, сотрудничества и делового партнерства

Превентивное воспитание  направлено  на предупреждение преступлений и преступности, совершенствование образа жизни учащихся без нарушений норм морали; развитие условий, способствующих сохранению здоровья и жизни детей, выявление негативных изменений в поведении учащихся, изучение причин и условий, способствующих совершению преступления, предупреждение их дальнейшего развития; организацию содержательного досуга, улучшение работы с подростками девиантного поведения, оказание им помощи в самовоспитании.

В целях профилактики правонарушений, подготовки детей к будущей самостоятельной жизни, мы сотрудничаем с ОКМДД, социальной службой, службой по делам детей и другими структурами. Социальный педагог и практический психолог планируют и проводят диагностическую и коррекционную работу с детьми.  Мы разрабатываем и проводим мероприятия, направленные на предупреждение правонарушений, на изучение детьми норм поведения и правовой азбуки, рассматриваем возникающие вопросы на советах профилактики и педагогических советах.

При разрабатывании воспитательных мероприятий на новый учебный год мы планируем сотрудничество с центрами социальных служб для молодежи, где работают группы волонтеров, которые оказывают социальную помощь незащищенным категориям населения, помогают им решать бытовые проблемы; организуют секции, кружки, клубы разного направления, проводят культурно-массовые мероприятия, распространяют рекламно-информационную печатную продукцию, пропагандирующую здоровый образ жизни; консультируют по вопросам, входящим в их компетенцию. Эта работа обогащает жизнь ученического коллектива и направляет на воспитание сознательных граждан с высокой нравственностью и ответственностью.

Уже не первый год наш коллектив сотрудничает с социальной службой. Работники  этой службы проводят с ребятами круглые столы по социальной адаптации подростков к самостоятельной жизни, совместно со школьным социальным педагогом изучают проблемы детей и стараются оказать им помощь, проводят различные мероприятия, тренинги.  Также, с организацией «Искусство жизни» дети проходят курс «Школа без агрессии», где они учатся понимать друг друга, толерантно относиться к окружающим, владеть своим психологическим состоянием.

Уже более 10 лет школа-интернат сотрудничает со Славянским государственным педагогическим университетом. Студенты проводят занятия, тренинги с детьми, совместные мероприятия, оказывают благотворительную помощь. Кафедра педагогики оказывает также информационную методическую помощь педагогическому коллективу, приглашают на конференции, лектории.

Одна из главных задач образовательного учреждения, как было сказано выше, - это формирование творческой, социально активной, всесторонне развитой личности. Этому способствует художественно-эстетическое воспитание, которое предполагает формирование основ эстетической культуры, эстетических норм и принципов, убеждений и идеалов, эстетического восприятия и эмоционального отношения к прекрасному, духовное обогащение учащихся, расширение их мировоззрения, овладение ценностями и знаниями в области мирового и народного искусства, музыки, архитектуры, быта, ремесел; вооружение школьников эстетическими знаниями, воспитание художественного вкуса, выработка эстетической активности, желание вносить прекрасное в жизни, преумножать культурно-художественное достояние народа.

Интернат – это семья. И праздники у нас семейные. Кроме классных мероприятий, проводимых воспитателями и предметных недель – учителями, проводится целый ряд больших общешкольных мероприятий. Это календарные праздники, КВН, фестивали песни и танца, мини спектакли, творческие выставки детей и сотрудников и многие другие.

Одним из приоритетных направлений воспитательной работы является содействие творческому развитию личности, которое в свою очередь направлено на развитие собственных наблюдений, познавательных интересов в определенной области знаний к техническому, художественному, декоративно-прикладному творчеству, содействие интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию школьников, умение видеть познавательные проблемы в сфере научно-технической, эколого-натуралистической, туристско-краеведческой, физкультурно-спортивной деятельности. Поэтому большое внимание педагогический коллектив уделяет кружковой работе. В настоящее время на базе школы работает 8 различных кружков и 7 спортивных секций.

Некоторые дети посещают кружки в других организациях. Охват учащихся кружковой работой составляет 85%. Таким образом, решается вопрос и с занятостью детей в свободное время, и с развитием их способностей.

Составной частью воспитательной работы является школьное самоуправление. Это одно из важных условий привлечения учащихся к общественной деятельности. Школьники имеют право выражать свое мнение и быть услышанными, участвовать в принятии решений, касающихся их жизни. Самоуправление воспитывает у детей инициативность, активность, самостоятельность, самокритичность, ответственность, организаторские способности. Формирует умение планировать, выбирать главные направления в работе, четко наладить контроль и проверку исполнения, правильно распределять обязанности, обеспечить координацию действий.

К организации этой работы педагогический коллектив школы подходит очень серьезно и ответственно, выбирая оптимальные формы с учетом контингента учащихся, местных традиций, обычаев и других факторов. Самоуправление в общеобразовательном учебном заведении должно стать для учащихся настоящей школой демократии, школой гражданского становления подрастающего поколения.

В нашей школе действует детская организация республика «Беспокойные сердца». Возглавляет республику президент, который избирается на два года. Парламент состоит из мэров городов. Каждый класс – это город.  В нашей организации еще есть совет общежития, который возглавляют учащиеся старших классов. Они и за порядком посмотрят, и неполадки выявят, и вопросы решат. Что не получается у детей, помогаем мы. И каждый вторник перед началом уроков  проходит общешкольная рабочая информационная линейка. Дежурный класс обязательно сдает отчет за неделю. Обязательно подводится итог еженедельного смотра бытовых, спальных комнат и кабинетов  с вручением переходящей эмблемы-вымпела, озвучиваются объявления, поздравляем победителей конкурсов и соревнований, делаем анонс предстоящих мероприятий, освещаем вопросы профилактики заболеваний, говорим о технике безопасности, обсуждаем дисциплину и подводим итоги успеваемости. Выступить на линейке имеет право каждый. 

Немаловажным фактором в воспитании будущего гражданина является трудовое воспитание, направленное  на формирование творческой, трудолюбивой личности, воспитание цивилизованного хозяина, сознательного отношения к труду как высшей ценности человека и общества, готовности к жизнедеятельности и работы в условиях рыночных отношений, формирование у учащихся понимания общих основ современного производства, умение включаться в производственные отношения, воспитание дисциплинированности, организованности, бережного отношения к общественной и частной собственности, природных богатств.

Профориентационная работа – одна из приоритетных в социальной подготовке детей и подростков. С этой целью проводим анкетирование и тестирование детей по выявлению наклонностей к какой-либо профессии. Приглашаем специалистов, организовываем мероприятия, посещаем Центр занятости, различные предприятия. Экскурсии и поездки способствуют сплачиванию детского коллектива, помогают выявить сильных в вопросе ориентации в обществе. Детям очень тяжело определиться с профессией, особенно когда подходит выпускной класс. Многие ребята начинают теряться – куда пойти дальше.  Поэтому очень важно, чтобы в течение всей школьной жизни они научились выбирать приоритеты, что для них более приемлемо для полного и четкого становления «Я». С этой целью в школе проводится ряд мероприятий в рамках программы воспитательной работы.

Я – гражданин:

- линейки ко дню родного языка, к годовщине аварии на Чернобыльской АЭС, дни памяти,

- традиционная игра-путешествие «Мой город»

- оказание помощи ветеранам ВОв и труда

- линейки, инсценировка песен к Дню Победы и Дню Защитника Отечества

- совместные концерты с организацией ветеранов микрорайона Артема

- экскурсии по родным местам, посещение музеев

- фестиваль профессий

Я и закон:

- правовые брейн-ринги, круглые столы, беседы, викторины

- встречи с работниками милиции, юстиции

- конкурсы газет и плакатов на правовую тематику

- индивидуальные занятия с детьми

Я и моя семья:

- воспитательные часы «Кирпичики моей семьи»

- совместные экскурсии, конкурсные программы с родителями

- совместные родительские собрания

- выпускные вечера

- дискотеки

- конкурсы фотогазет, рисунков

- КВН

- вечера встречи с выпускниками

Я – хозяин:

- организация дежурства по школе

- уборка территории

- воспитательные часы по бережному обращению с имуществом

- приобщение детей к посильному ремонту

- решение бытовых вопросов совместно с детьми

Я – лидер:

- выборы президента школы

- выборы и работа активов в классах

- слет детской организации с проведением деловой игры

- организационная работа подразделений детской организации

- анкетирование и тестирование на выявление лидерских качеств у детей

Я и творчество:

- фестиваль песни и танца народов мира

- фестиваль инсценированной песни

- КВН

- выставки декоративно-прикладного и технического творчества

- выставки рисунков, поздравительных газет

- проведение праздников

- оформление кабинетов, бытовых комнат

- организация и работа кружков

- пошив костюмов к праздникам

- конкурсы чтецов

Я и вечные ценности человечества:

- воспитательные часы на морально-этические темы

- показательные выступления, сценки для детей «Дорогою добра»

- встречи с ветеранами

- тренинги

- предметные недели

Я и мое здоровье:

- соблюдение гигиенических требований и норм

- спортивные соревнования и игры

- игры на свежем воздухе

- тренинги, викторины, просмотры фильмов по превентивному воспитанию

- совместные соревнования и мероприятия со студентами педуниверситета

- посещение тренажерного зала, спортзала, спортивных секций

- проведение дня ГО

- фестиваль «Нащадки козацької слави»

- игра по станциям «Поезд «Здоровье»

- выпуск газет «Я за здоровый образ жизни»

Я – защитник природы:

- облагораживание школьной территории

- изготовление кормушек и скворечников

- открытые уроки биологии

- воспитательные часы «Мир, в котором я живу»

- конкурс рисунков «Мой край, моя улица»

 

         Молодость – особенный период жизни. Именно на этом этапе человек определяет свои жизненные ориентиры, разрабатывает жизненную стратегию и жизненные планы. От того, как войдет в самостоятельную жизнь молодое поколение, как впишется в общественные процессы, насколько аткивно будет брать участие в общественной жизни, зависит судьба страны, ее завтрашний день. Важно, чтоб молодые люди понимали прерогативы своего будущего. Знали, как не потеряться в большой жизни и стать настоящим гражданином и человеком. И наша главная задача – взростить и воспитать такого Человека.

 

Выдающийся педагог А.С. Макаренко утверждал, что каким бы плохим в предоставлении педагога ни был воспитанник, к нему всегда надо подходить с оптимистической гипотезой, проектировать в нем всегда хорошее, помогать развиваться его лучшим задаткам и способностям и, опираясь на них, создавать условия для преодоления недостатков.

«Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми.» ( А.С. Макаренко)