Рекомендации школьного психолога Борисович Е.В.

по повышению уровня школьной зрелости ребенка

    При недостаточном запасе знаний важно расширить кругозор ребенка, стимулировать его интерес к окружающему миру. Чаще водить ребенка на экскурсии, в музеи, фиксируйте его внимание на том, что он видит во время прогулки. Приучайте ребенка рассказывать о своих впечатлениях и ощущениях. Заинтересованно выслушивайте такие рассказы, даже если они односложны и сбивчивы. Проявляйте внимание к тому, что видит ребенок, отвечайте на все его вопросы. Полезно также самому задавать вопросы, уточнять то, что хочет сказать ребенок. Обсуждая с малышом то, что вы видели и слышали, старайтесь получить как можно более полный и развернутый рассказ. Чаще читайте ребенку детские книжки и расспрашивайте его о содержании прочитанного.

    Для повышения уровня развития мышления и речи используйте различные развивающие игры, которые вы можете найти в книгах, посвященных интеллектуальному развитию ребенка, в многочисленных детских журналах.

   Для развития образных представлений большое значение имеет любая творческая деятельность ребенка (рисование, лепка, вырезание избумаги, аппликация и т.п.). Эти же виды деятельности полезны для развития мелких движений руки, так необходимых для овладения письмом. Кроме того, для развития мелкой моторики можно порекомендовать вам вместе с ребенком заняться бисероплетением, нанизыванием бус. Если у малыша есть любимая игрушка, кукла, предложите одеть ее в платье, на котором имеется множество крючков, пуговиц, кнопок. Совершая действия по их расстегиванию и застегиванию, ребенок учится совершать точные и ловкие движения рукой.

    Для развития крупных движений и совершенствования общего физического развития ребенка привлекайте его к участию в разнообразных подвижных играх дома и на прогулке, выполнению физических упражнений. Очень полезны также игры с использованием мячей разного размера. Хорошо,если ребенок занимается каким-либо видом спорта.

    При недостаточной сформированности положительного отношения к школе и учебной мотивации уделяйте больше внимания в играх, общении с ребенком элементам «школьной жизни». Рассказывайте малышу о школе, проигрывайте ситуации уроков, поощряйте игру в «школу»  с куклами и другими детьми. Не стоит требовать от ребенка строгого соблюдения в игре всех правил и атрибутов «школьной жизни», нельзя ругать, а уж тем более наказывать его за их нарушение. Это может повлечь  за собой нежелание в дальнейшем играть в подобные игры, но и формирование стойкого негативного отношения к обучению в школе и всему, что с ним связано.

   Не стоит стараться «натренировать» ребенка на выполнение заданий, предлагаемых в тестах. Ведь важно, чтобы малыш не просто показал хороший результат при поступлении в школу, а был действительно готов обучаться в тех новых условиях, которые ему предоставлены.

Как развивать речь ребенка.

    Ваша речь должна быть примером для подражания. Чем больше вы общаетесь с ребенком, тем богаче и насыщенней его словарь, те больше он приобретает навыков общения. Ваша речь должна быть четкой. Разучивайт с детьми новые стихи, песни, учите его пересказывать те или иные истории. Играйте с детьми в такие игры, которые развивают их рчь, память и внимание. Постарайтесь изолировать ребенка от просмотров телешоу, фильмов, песен, разговоров с детьми, которые научат их неприемлемым нормам языка и поведения.

Роль родителей в развитии у детей мышления.

   Чтобы развивать мышление детей, предлагайте им те предметы, которые дают возможность делать что-либо новое, экспериментировать. Дорогие игрушки не всегда дают простор для фантазии. Для развития мышления детей можно предложить им природный материал, головоломки, мозаику. Не забывайте про наблюдения и за животными и насекомыми в зоопарке и наулице, изготовление игрушек из различных лос кутков, ракушек, листьев.

Роль родителей в обучении детей письму.

   Выберетите время, чтобы позаниматься с ребенком написание букв, имен. Старайтесь не замечать ошибок, допущенных ребенком, и чаще хвалите его за все что он напишет. Пусть ребенок пишет письма, поздравительные открытки друзьям и знакомым.

Роль родителей в обучении детей чтению.

    Самый лучший способ заинтересовать ребенка чтением- ежедневно читать ему и вместе с ним. Чтение и осуждение показывает, понимает ли ваш ребенок смысл прочитанного. Дети любят слушать знакомые истории  снова и снова.

Психологические рекомендаций для родителей в случае стресса у детей.

 

Первая психологическая помощь предусматривает:

1.Предоставление ненавязчивого, деликатного практического ухода и поддержки;

2.Проведение оценки потребностей и переживаний;

3.Предоставление помощи по удовлетворению базовых потребностей человека (пища, вода и т.д.);

4.Утешение и удовлетворение;

5.Предоставление помощи по поиску и пользования информацией, услугами и средствами поддержки;

6.Обеспечение защиты от возможных дальнейших разногласий и вреда

Рекомендации относительно поведения:

1.Помогите детям успокоиться;

2. Говорите мягко и спокойно;

3. Сядьте рядом или на колени, чтобы находиться с ребенком на одном уровне;

4. Если целесообразно - поддерживайте зрительный контакт;

5. Обратите внимание на детали среды, не вызывают стресса;

6. Дышите ровно и спокойно.

7. Храните терпение. Налаживание доверия требует определенного времени и усилий.

8.Применяйте практику активного слушания:

9.Обращайте внимание;

10. Демонстрируйте свой интерес;

11. Поощряйте ребенка к разговору;

12.Отвечайте без осуждения и критики

 

Рекомендации относительно активного слушания:

 

Внимательная сосредоточенность  

1. Не говорите, просто слушайте;

2. Не допускайте отвлечений;

3.Не перебивайте;

4.Следите за собственной речью тела;

5.Управляйте любыми внутренними препятствиями или эмоциональными стимулами, которые могут помешать слушанию.

Перефразирование -

1.Повторяйте ключевые слова и понятия;

2. Повторите то, что было сказано;

3. Описывайте, а не интерпретируйте;

.Поощрение -

1.Излучайте тепло и положительные ощущения;

2.Используйте формы вербального и невербального поощрения.

Постановки вопросов и уточнений -

1.Задавайте открытые вопросы, например: "Где ты был, когда это случилось?";

2.Исследуйте и обсуждайте темы, соответствующие перспективе, взглядам и опыта ребенка;

Подведение итогов -

• Задавайте открытые вопросы, например: "Где ты был, когда это случилось?";

• Исследуйте и обсуждайте темы, соответствующие перспективе, взглядам и опыту ребенка;

НЕ выспрашивайте:

• Будьте чувствительными, деликатными и сосредоточенными;

• В центре внимания должнен оставаться ребенок;

• Принимайте и поддерживайте разнообразные эмоции;

Чем полезно активное слушание?

оно:

• Позволяет проверить состояние ребенка;

• Способствует взаимопониманию;

• Снижает уровень стресса и напряжения;

• поощряет и способствует поиску решения проблем;

• Усиливает ощущение безопасности и надежды

Большинство детей быстро преодолеют стрессовое состояние, если  

 

1.Они воссоединятся со своими родителями или попечителями;

2.Их базовые потребности будут удовлетворены;

3.Они будут чувствовать себя в уюте и безопасности;

4.Они будут получать поддержку, в том числе - первую психологическую помощь.

Какие дети могут нуждаться в дополнительной помощи?

 

1.Дети, которые остаются в состоянии глубокого стресса;

2.Дети, у которых продолжают наблюдаться серьезные изменения личности и поведения;

3.Дети, которые не могут нормально функционировать в повседневной жизни;

4.Дети, испытывающие угрозу;

5.Дети, рискуют причинить вред себе и другим

 

Если ребенок остается в состоянии глубокого или острого стресса, старайтесь не оставлять его в одиночестве. Будьте рядом с ней до тех пор, пока стрессовые реакции не исчезнут, или пока вам не придут на помощь другие специалисты

Если ребенок находится в состоянии глубокого / острого стресса, ему может понадобиться профессиональная помощь.

 

«Ребёнок и компьютер. Друзья или враги?»

«Ребёнок и компьютер. Друзья или  враги?»

«Мирный атом в каждый дом» – этот лозунг сегодня трансформировался в «современные компьютерные технологии в каждый дом». Компьютер перестал быть предметом роскоши, а стал для многих предметом первой необходимости. Но не всегда мирным.»- так начинается одна статья о компьютерной и интернет-зависимости, ранее неведомой нам проблеме, которая, по прогнозам специалистов, станет «чумой 21 века». 

До последнего времени проблемы компьютерной и интернет-зависимости волновали главным образом западное общество, но сейчас эти темы становятся актуальными и для нашей страны. Особенно в связи с современной государственной политикой, предусматривающей глобальную информатизацию всей сферы образования. Что же это за новые формы зависимости, в чем заключается связанная с ними опасность? Давайте попробуем разобраться.                                                     
Совсем недавно  детей мы ругали за то, что они могут часами сидеть перед экраном телевизора и смотреть одну передачу за другой. Сейчас ситуация несколько изменилась — телевизору пришлось потесниться и уступить часть занимаемого им пространства компьютеру. Причём компьютер оказался в значительно более выгодном положении. Он, в отличие от телевизора, лишь отвлекающего ребёнка от приготовления уроков, предоставляет практически неограниченные возможности для решения учебных задач. Это одна из спорных сторон использования новой техники, но появилась и вторая, вызывающая опасение за жизнь и здоровье ребёнка. Сталкиваясь с этой стороной, ребёнок куда-то «уходит» от Вас и возникает страх, что оттуда он не вернётся или вернётся совсем другим, и Вы его не узнаете. Компьютер из друга превращается во врага номер один. 

Дети и подростки  проводят за ним  больше времени, чем в школе. Продолжительность их общения с родителями сводится к нулю. Интернет оказался на пути у родителей - мешает обеим сторонам укреплять взаимные привязанности, участвовать  в совместной трудовой и игровой деятельности. Отнимая время, виртуальный мир препятствует живому общению между людьми. Сокращается число групповых, подвижных игр на открытом воздухе, совместной деятельности по конструированию  воображаемых детских миров. Сам же способ получения информации из Интернета не требует особых усилий, предоставляя возможность пассивного переживания  подаваемого материала. Привычка расширять кругозор за счёт одного клика мыши  - препятствие выработки навыка активного чтения, целенаправленного поиска необходимых книг, пособий, руководств, справочников, то есть самообразование. Уменьшается число детей и подростков, увлекающихся коллекционированием, самодеятельностью, спортом, моделированием и другими формами приобщения  к активной общественной жизни. Снижаются возможности воспитания всех необходимых человеку качеств: воли, настойчивости, упорства, инициативности и т.д.                                                       
Большую опасность Интернет – страницы таят в своём содержании. В отличие от взрослых, как правило, сочетающих интерес к происходящему в компьютере с домашними делами, ребёнок полностью поглощен происходящим, он стремится стать главным героем виртуального мира, страдает и радуется, терпит поражение и старается победить вместе с ним. Чем меньше ребёнок, тем меньше он понимает реальность. Не чувствует отдалённость в пространстве, глубже переживает происходящее. В конечном итоге эти переживания оставляют серьёзный след в душе ребёнка, они не только нарушают его сон, делают пугливым, раздражительным, но и создают почву для более серьёзных нервных расстройств. 
                        
В этих Интернет-мирах многие подростки создают себе так называемые "виртуальные личности", описывая себя  определенным образом, наделяя именем, псевдонимом.
Одновременно с конструированием собственной виртуальной личности человек  создает образ собеседника, который почти всегда не соответствует действительности, т.к. недостающую информацию он просто домысливает, ориентируясь на собственные ожидания. При переходе от виртуальных контактов к реальным, бывшие виртуальные собеседники, как правило, испытывают удивление или разочарование от несоответствия их представлений и реальной личности.  Это ещё один из негативных факторов влияния Интернет – общения.
Так почему же наши дети так легко поддаются соблазнам  Интернет-общения и компьютерных игрушек?

Причины возникновения компьютерной зависимости:

1.Самая первая и самая главная — отсутствие навыков самоконтроля у ребёнка. Такой человек не умеет себя контролировать, ограничивать, «тормозить», он делает не думая, не может наметить перспективу, определить результат своего действия, «просчитать» ситуацию.
2.Ребёнок не приучен к труду, к умению видеть работу и выполнять её. Такой человек не ощущает потребности трудиться во имя близких, выражая этим свою любовь и заботу о них.
3.Ребёнка не приучили к сотрудничеству, он не научен советоваться, а значит слушать и самое главное — слышать советы и рекомендации. Такая «глухота» начинается в подростковом возрасте, и взрослые вдруг оказываются совершенно беспомощными, так как видят перед собой как будто совсем другого ребёнка — непослушного, словно оглохшего, не воспринимающего родителей.
4.Незнание взрослыми правил психогигиены взаимодействия с компьютером, пользы и вреда от него, невежество взрослых.                                                
Ребёнок, лишённый родительского внимания, удовлетворяет потребность в тепле и общении, взаимодействуя с компьютером.
Взрослеющий подросток сталкивается с трудностями, свойственными взрослой жизни. Не умея справиться с ними самостоятельно, не находя поддержки взрослых, ребёнок уходит в виртуальный мир.
Если подросток не находит удовольствия и радости в обычной жизни, то придумывает «свой мир», в котором для достижения счастья не надо тратить душевные силы.
5.Стиль воспитания в семье построен на давлении, указаниях, воспитании ведомой личности, которая в результате все равно не умеет подчиняться и слушаться.
Родители в общении с ребёнком не осознают его взросления, не изменяют стиль общения, не выходят на диалог, согласованные действия.
Ребёнку в семье некомфортно, так как комната — его личное пространство — устроена не по его вкусу, не выражает его личностных установок и мироощущения.
Неуверенность в себе ребёнка, низкая самооценка, зависимость от мнения окружающих.
6.Замкнутость ребенка. Малообщительный ребёнок, попавший (в силу индивидуальных особенностей или обстоятельств) в коммуникативный вакуум, не принимаемый сверстниками, также подвержен риску компьютерной зависимости.
Дефицит эмоциональной поддержки со стороны значимых взрослых.
Сильный рефлекс подражания, уход в нереальность вслед за «застрявшим» товарищем.
7.Отсутствие контроля со стороны родителей, бесконтрольность личного времени, неумение самостоятельно организовать свой досуг.                                   
8.Чрезмерное увлечение компьютером, весьма вероятно, является индикатором состояния ребёнка, который не находит себя в реальном мире и потому погружается в мир виртуальный. Взрослые не всегда оказываются в состоянии заметить переживания ребенка, происходящие с ним изменения. За внешним благополучием подростка, никоим образом не демонстрирующего свои комплексы и недовольство, могут скрываться серьёзные переживания по поводу собственной несостоятельности и неполноценности. В случае выраженной компьютерной зависимости эти переживания обнажаются и становятся заметными. Подросток ищет себя, свое место в жизни и, не найдя адекватного своим возможностям и желаниям, уходит в нереальный мир. Он сигнализирует взрослым о наличии неблагополучия и как бы ищет с их стороны понимания и поддержки. Понятно, что неприятие взрослым интересов подростка обижает его, тем самым, отдаляя, их друг от друга.

Что делать, чтобы ребёнок не стал зависимым от компьютера?

1.Познакомьте его с временными нормами (для детей 7-12 лет — 30 минут в день, но не ежедневно; 12-14-летние могут проводить 1 час в день; от 14 до 17 лет — 1,5 часа).
2.Контролируйте разнообразную занятость ребёнка (кружки, широкие интересы).
Прежде всего, следует привести  образ жизни ребёнка к некоему балансу. В ней должно быть что-то интересное помимо Интернета и компьютерных игр. Уместным здесь будет обращение к спорту, туризму, занятиям музыкой, художественной фотографией... Психологи не встречали ребенка, увлеченного, например, спортом, который был бы при этом зависим от компьютерных игр. Компьютер дает пищу для ума, но не дает проживания момента. Дети, зависимые от компьютера, видят в нем способ своей реализации - реализации силы, власти, возможности контролировать. Возникает вопрос к родителям: как они создали такую атмосферу, что ребенок чувствует свое бессилие и нереализованность?
3.Приобщайте к домашним обязанностям.
4.Культивируйте семейное чтение.
5.Ежедневно общайтесь с ребёнком, будьте в курсе возникающих у него проблем, конфликтов.
6.Контролируйте круг общения, приглашайте друзей ребёнка в дом.                                            
Знайте место, где ребёнок проводит свободное время.
Учите правилам общения, расширяйте кругозор ребёнка.
7.Научите способам снятия эмоционального напряжения, выхода из стрессовых состояний.
8.Осуществляйте цензуру компьютерных игр и программ. Не разрешайте выходить в Интернет бесконтрольно.
9.Играйте в настольные и другие игры, приобщайте к играм своего детства.
Старайтесь не говорить с ребёнком часто об отрицательных явлениях жизни, вырабатывайте устойчивое отношение к злу, активное противостояние тому, что несёт в себе энергию разрушения, уничтожения, деградации личности.
10.Не забывайте, что родители — образец для подражания, поэтому сами не нарушайте правила, которые устанавливаете для ребёнка (с учётом своих норм).
Проанализируйте, не являетесь ли Вы сами зависимыми? Курение, алкоголь, телевизор? Ваше освобождение — лучший рецепт для профилактики зависимости у Вашего ребёнка.                                                    
Надо хорошо понимать те чувства, которые испытывает ребёнок во время увлечённой игры на компьютере. Игра дает ребёнку те эмоции, которые не всегда дает ему жизнь. Это широчайший спектр — от положительных эмоций до отрицательных: восторг, удовольствие, увлеченность, досада, гнев, раздражение. И все это можно испытать, не вставая с места. Есть и другой важный аспект: ребенок в игре получает власть над миром. Компьютерная мышка — аналог волшебной палочки, благодаря которой, практически не прикладывая усилий, ты становишься властелином мира. У ребёнка создается иллюзия овладения этим миром. Проиграв, он может переиграть, вернуться назад, что-то переделать, заново прожить неудавшийся кусок жизни. Это особенно захватывает детей, которые болезненно ощущают свою неуспешность, детей, которым в силу тех или иных причин не удается идти в жизни по пути «радостного взросления». Но в реальной жизни по мановению волшебной палочки проблемы не решаются.

Что делать, если Вы подозреваете у ребёнка компьютерную зависимость?


1.Не идите путём насилия, не вводите строгих запретов и ограничений. Не делайте ничего быстро и резко, так как если ребёнок серьёзно «завис», то резкое отлучение его от «компьютерного наркотика» может привести к кардинальным поступкам (самоубийству или его попыткам уходу из дому и пр.).
2.Настройтесь спокойно преодолевать болезненное состояние.
Не действуйте «на авось», пользуйтесь проверенными рецептами с учётом индивидуальной ситуации и личностных особенностей Вашего ребёнка.
3.Попробуйте выйти на диалог. Расскажите о пользе и вреде, которые можно получить от компьютера.
4.Поговорите о свободе, праве выбора, их границах и ответственности за право принимать решения.                                           
5.Установите небольшое ограничение режима пребывания в виртуальном пространстве. Проследите реакцию на новые условия и, самое главное, их выполнение. Проверьте, сложно ли ребёнку выдерживать новые временные рамки.
В случае если сокращать время постепенно удается, то идите путём до установления нормы.
6.Если ребёнок обещает, но не выполняет, так как его зависимость сильнее его самого, необходимо обратиться к специалисту. Для начала — к психологу. Специалист определит, какова степень зависимого состояния и есть ли у него возможности справиться с проблемой.
7.Если психолог порекомендует обратиться к психиатру, значит зависимость приобрела максимальную форму и захватила личность ребёнка, частично изменив его сознание.
Обязательно найдите специалиста, имеющего опыт решения проблем компьютерной зависимости.                                          
И последнее…
Технический прогресс не стоит на месте, и современные дети легко обращаются с новой техникой и также легко эта новая техника затягивает их в свой мир. Задача взрослых не позволить этому виртуальному миру заманить детей и сделать из них бездушных, безвольных, одиноких и равнодушных людей. Возьмите ребёнка за руку и покажите ему всю красоту, привлекательность, загадочность и непредсказуемость окружающего мира.

 

Консультація для батьків першокласників.

Перехід до школи є переломним моментом у житті дитини. Адже відбувається перехід до нового способу життя і умов діяльності. Треба врахувати, що відмінна риса положення школяра полягає в тому, що навчання є від тепер для нього обов’язковою діяльністю. І дитина повинна знати, що за неї вона несе відповідальність перед учителем, школою сім’єю. 

Безумовно , всі діти зазнають труднощів при адаптації до нових умов навчання і виховання. Треба врахувати, що навчання в школі може викликати деякий дискомфорт для психічного здоров’я школяра . Це пов’язано, по- перше, з певними стресовими станами, яким піддається школяр. По – друге, з великою кількістю інформації , що пропонують переробити дитині. По – третє, не раціональна організація виконання домашнього завдання вдома. Таким чином, діти напружені як психологічно, так і фізично. Це часто приводить до певних наслідків, що у першу чергу позначається на навчанні учня. Тому в цей період від батьків потрібна певна як моральна так і психологічна підтримка в процесі адаптації. 

Батькам майбутнього першокласника слід врахувати, що саме психологічна готовність до навчання забезпечує адаптацію дитини до школи. Слід зазначити , що позитивно впливає на адаптацію: 

- своєчасність переходу від гри до навчання; 

- відвідування шкільної установи, а, отже, наявні навички спілкування з однокласниками; 

- правильне виховання в сім’ї; 

- усвідомлення дитиною свого положення школяра, а також підготовка до школи з боку батьків, що полягає у посиленні особистісного значення навчання в школі; 

- у постановці певних пізнавальних завдань перед дитиною; 

- у підготовці до можливих проблем, що виникають у процесі навчання, при цьому підкреслюється, що наполегливість і працьовитість допоможуть у подоланні цих труднощів. 

Перші місяці навчання дитини викликають багато запитань у батьків. Одне з головних: як же допомогти дитині в навчанні?Я привчати до самостійності при виконанні домашнього завдання? Психологи вважають, що батьки, у першу чергу, повинні запам’ятати наступні правила: 

- Визначити час спільної взаємодії дитини з дорослими. При цьому треба врахувати, що по – перше, поступовий час активного співробітництва скорочується, а час самостійної роботи збільшується, а по – друге, тривалий час виконання уроків виснажує сили дитини і вона втрачає позитивну мотивацію. 

- Необхідно батькам знати темп роботи своєї дитини, щоб вона могла працювати в оптимальному для неї темпі. Завдання батьків підтримувати цей темп. 

- Часто школярам потрібна не стільки допомога з якого - небудь предмета, скільки допомога в поточній навчальній ситуації. Батькам слід розглянути, в чому полягає їхня допомога. 

- При допущенні помилки дитиною, дорослий повинен зробити так, щоб дитина сама , а не вказувати на неї. Для того, щоб допомогти дитині знайти свою помилку , дорослий повинен спросити завдання, вирішивши яке дитина змогла б самостійно виявити і виправити свою помилку. 

Психологічна напруженість проходить через півтора - два місяця. Якщо дорослий, який перебуває поруч, спокійно і планомірно здійснює режимні моменти, надає правильну, у тому числі й психологічну допомогу дитині, то її напруженість падає. А знання психологічної напруги стабілізує й фізичний стан дитини. Вона уникає перевантажень, стомлення, зниження працездатності. Крім того, прагнення до позитивних взаємин з дорослими організовує поводження дитини : вона на їхні думки та оцінки, намагається правила поведінки.

 

Як правильно протистояти стресовим ситуаці